ГПХ в онлайн-образовании
Оставьте заявку, вместе разберем ваш кейс

Гражданско-правовые отношения в EdTech: 8 ошибок в договорах с преподавателями, за которые накажет ФНС

Управление сотнями внештатных преподавателей и кураторов в онлайн-школах часто привлекает внимание налоговой. Оформление договоров и актов, массовые выплаты — малейшие неточности в процессах могут привести к риску переквалификации отношений в трудовые и санкциям со стороны ФНС.
Содержание

Рассмотрим топ-8 ошибок при работе с самозанятыми исполнителями в EdTech. А также разберем способы, как их избежать.

Особенности и риски договоров ГПХ в онлайн-образовании

При оформлении отношений с внештатными исполнителями в EdTech всплывают такие сходства с трудовыми:

  • расплывчатость задач и конечных результатов, которые можно физически оценить;
  • почасовая оплата за отработанное время;
  • регулярное расписание онлайн-уроков и необходимость придерживаться рабочего режима школы;
  • зависимость от инфраструктуры (вебинарной площадки для уроков, виртуальные классы на базе школы) заказчика — онлайн-школы;
  • строгий контроль учебного процесса со стороны заказчика (школы) может напоминать трудовой контроль;
  • повторное заключение договора ГПХ (более двух раз подряд).

Отличия трудового договора от ГПД с внештатником

Скачать гайд

Распространенные ошибки в договорах ГПХ с лекторами и кураторами онлайн-школ

1. Вознаграждения и оплата привязаны к часам

Регулярные выплаты самозанятым на основе отработанных часов могут создать трудности в категоризации договора как гражданско-правового.

Как исправить:
Привязать стоимость услуг к конкретным задачам с прозрачными критериями оплаты.
В договоре с плательщиком НПД указать, что он выполняет задачи от онлайн-школы. И оплата зависит от того, насколько сложные и объемные эти задания, и как они формулируются.

Примеры: «Разработать 15 уроков по физике для подготовке к ВСОШ», «Провести 20 занятий по теме «Создание динамических веб-приложений с использованием языка JavaScript».

«Задача куратора проверить 30 домашних заданий студентов на основе заявки заказчика (онлайн-школы)».

2. Расплывчатость конечных результатов работы преподавателей

Часто в договорах конкретные задачи куратора или лектора сформулированы нечетко и у них нет измеримого результата. Например, написано просто «проверить домашние работы» или «провести занятия по программированию, дизайну…», это может вызвать неопределенность и увеличить вероятность переквалификации договора.

Как исправить:
Добавить максимум конкретики. Детализировать задачи и обязательно прописать измеримые результаты. А оплата должна быть привязана к достижению конкретных этапов.

Примеры:
Вместо «разработать онлайн-курс по дизайну для школьников» написать «разработать для 11 классов онлайн-курс по веб-дизайну, состоящий из 18 занятий с планом лекций, упражнений и домашних заданий.»

3. Эксклюзивная работа самозанятого преподавателя только с одной школой

Кадры — ценный актив школы. И никто не хочет делить топового лектора с конкурентами. Онлайн-школа может настоять на эксклюзивном договоре и… совершить ошибку.

Работа самозанятого только с одним заказчиком вызовет вопросы у ФНС в сокрытии трудовых отношений.

Как исправить:
Увы, вариантов немного: или оформить ценного исполнителя в штат, или поощрять сотрудничество с несколькими заказчиками.

Но тут можно применить небольшую тактическую хитрость и предложить лектору совместить ведение занятий в вашей школе с частным репетиторством или написанием профильных статей в тематические СМИ. Либо брать небольшие подработки из маркетплейса исполнителей, что тоже будет считаться сотрудничеством с несколькими заказчиками и снимет лишние вопросы у ФНС.

Что точно нельзя делать, так это сковывать исполнителя обязательством работы только с вашей организацией.

4. Долгосрочный договор с преподавателем или куратором

Онлайн-школа заинтересована в длительных отношениях с лекторами популярных курсов. Однако долгосрочные соглашения могут стать основанием для налоговой пересмотреть отношения в контексте трудовых.

Как исправить:
До старта сотрудничества необходимо оценить ожидания и спрогнозировать сроки договора. Четко прописать эти сроки в документе.

Еще вариант: заключить рамочный договор и отдельными приложениями оформлять конкретные задачи, такие как составление новой учебной программы или проверка домашних заданий и т. д.

5. Закрепление графика занятости преподавателя

Фиксированное расписание занятий — обычное дело в онлайн-школах. Поэтому часто в договоре прописывают график занятости и отдыха лектора. Налоговая расценивает такое описание в пользу трудовых отношений.

Как исправить:
Убрать из договора любое упоминание графика работы и отдыха. А если нужно зафиксировать требования к «быть на связи» или «сроком реакции на обращение студента», то пусть эти параметры будут минимальными. График и расписание уроков лучше прописать внутри заданий.

Примеры:
В договоре: «Проверить домашнюю работу и дать обратную связь студенту в течение двух суток.»
В задании: «Необходимо быть онлайн на связи для проведения занятий и ответов на вопросы учащихся 12 апреля, 17 апреля, 23 апреля с 12:15 — 15:20.»

6. Схожие обязанности у штатных и внештатных исполнителей

Если в команде уже есть преподаватели, ответственные за чтение курсов и проверку заданий, тогда привлечение самозанятого лектора с аналогичными обязанностями по гражданско-правовому договору может вызвать внимание налоговой службы.

Как исправить:
Разделить обязанности штатных лекторов и приглашенных преподавателей

Пример:
Штатные сотрудники разрабатывают методические рекомендации, материалы и теорию курсов, а внештатные лекторы и кураторы проводят практические занятия, отвечают на вопросы и проверяют задания от студентов.

7. Зависимость внештатных исполнителей от материальной базы онлайн-школы одновременно с отсутствием расходов

Если исполнитель проводит лекции на вебинарной площадке онлайн-школы, занимается на базе виртуальных классов заказчика и вообще не несет никаких расходов при оказании услуг, то налоговая может заподозрить скрытые трудовые отношения.

Как исправить:
Онлайн-школа по своему желанию может компенсировать расходы внештатных исполнителей на интернет, лицензированное ПО или подписки сервисов. Однако это нельзя прописывать в договоре или акте выполненных работ/оказанных услуг. Такая компенсация должна быть включена в общую сумму гонорара.

8. Отсутствие отчетности и актов

Даже если самозанятый предоставил чек, для налоговой важно наличие и остальной документации, подтверждающей, что услуги были фактически оказаны.

Как исправить:
Зафиксировать в договоре ГПХ с самозанятым обязанность предоставления отчетов по проведенным урокам и выполненным заданиям.

Составление договоров, мониторинг статуса самозанятых, процесс выплат и оформление необходимой документации — при работе с сотнями самозанятых преподавателей эти задачи становятся чрезмерно трудоемкими.

Поэтому проще делегировать рутинные процессы сервису «Мои самозанятые».

Мы специализируемся на автоматизации каждого этапа работы с внештатным персоналом: от поиска исполнителей до выплат и удержания НПД. Весь процесс взаимодействия с исполнителями происходит онлайн, в едином удобном интерфейсе.

Запишитесь на консультацию, и наш менеджер подскажет, как лучше организовать работу с внештатными исполнителями в вашей школе.

Нравится 0
Не нравится 0

Автоматизируйте подписание договоров и выплаты исполнителям

Получите 1 месяц бесплатного
доступа
к сервису

Подключиться по акции
ico
ico <span>Ума Аюбова</span><br> Эксперт по оптимизации работы<br> с временным персоналом

Ума Аюбова
Эксперт по оптимизации работы
с временным персоналом

Как в 3 раза ускорить документооборот
и массовые выплаты?

Подготовила для вас бесплатную инструкцию и шаблоны для автоматизации управления тысячами исполнителей

Получить инструкцию
ico <span>Ума Аюбова</span><br> Эксперт по оптимизации работы<br> с временным персоналом

Ума Аюбова
Эксперт по оптимизации работы
с временным персоналом

Как работать с сотнями преподавателей
и кураторов?

Получите бесплатно шпаргалки по работе с внештатными исполнителями. А еще: шаблоны договора, акта и бухгалтерских проводок

Получить материалы
ico <span>Ума Аюбова</span><br> Эксперт по оптимизации работы<br> с временным персоналом

Ума Аюбова
Эксперт по оптимизации работы
с временным персоналом

Хотите эффективно находить и работать
с временным персоналом в магазинах?

Узнайте, как это сделать своими силами. В нашей инструкции подробный алгоритм и шаблоны

Скачать инструкцию
ico <span>Ума Аюбова</span><br> Эксперт по оптимизации работы<br> с временным персоналом

Ума Аюбова
Эксперт по оптимизации работы
с временным персоналом

Как легко управлять внештатным
персоналом в клининге?

Сократите время на работу с клинерами в 3 раза с нашей инструкцией и шаблонами документов

Получить материалы

Автоматизируйте подписание договоров и выплаты исполнителям

Получите 1 месяц бесплатного
доступа
к сервису

Подключиться по акции
ico

Автоматизируйте подписание договоров и выплаты исполнителям

Получите 1 месяц бесплатного
доступа
к сервису

Подключиться по акции
ico
Подключиться к «Моим самозанятым»
18

Есть вопросы?

Есть вопросы?

Ответим на них и поможем подключиться.

Оставьте заявку, мы перезвоним, проведем демо и зарегистрируем вас в сервисе

    icon
    icon
    icon
    icon
    icon
    Я самозанятый

    Оставляя заявку, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

    Если вы самозанятый
    Чтобы найти новых заказчиков и начать выполнять заказы, зарегистрируйтесь в приложении «Я – сам»
    Заявка отправлена Мы вам перезвоним!